Усмехались из тени, мерцали, блестели сотни зелёных глаз. У садовой сторожки танцующих кошек вы встречали хоть раз?..
Я должна заранее попросить прощения за то, что поднимаю такие неоднозначные этические вопросы, да ещё почти подряд, но у меня состоялся любопытный и продуктивный разговор с одним, без всяких оговорок, умным и замечательным человеком, мнение которого я очень уважаю. Нам не удалось в полной мере прийти к консенсусу, но мне дали пищу для размышлений.
Сразу оговорю, мы разговаривали об Инквизиции. Вообще, мы разговаривали о явлении в целом, но я попрошу комментаторов ограничиться Инквизицией как сравнительно нейтральной темой (ведь да?), тем более, что в качестве примеров мы использовали в основном именно её. Можно привлечь эпидемию чумы в средневековой Европе или, скажем, опричнину. Новейшую историю не трогаем принципиально, чтобы никого не задеть.
Вопрос, собственно, в том, насколько допустимо преувеличивать число жертв какой-либо катастрофы, войны или геноцида, если это (преувеличение, в смысле) сделано с дидактической целью? Замечательный человек, поправь меня, если я недостаточно нейтрально формулирую, это важно! Не хочу неосознанно потянуть одеяло на себя
Мы сходимся в том, что любое число жертв — это ужасно, и не важно, три человека погибло или три тысячи.
При этом мы делаем из этого заключения разные выводы. Замечательный человек говорит, что человечеству нужны страшные сказки, чтобы не лезть, куда не следует (мне очень нравится эта фраза, и я почти готова с ней согласиться). Соответственно, исказить цифры допустимо, если для хорошего дела (опять же, поправь, если неверно тебя понимаю). Ещё человек (и я его полностью поддерживаю в этом) выражает возмущение «развенчателями мифов», которые приходят и говорят: «не пятьдесят тысяч, а всего пять». Это «всего» чудовищно.
Я утверждаю, что любая фальсификация данных суть обман, прибегая к которому автор обесценивает трагедию, и, таким образом (если искажение фактов сознательно), ничем не лучше «развенчателей»: ведь он также счёл исходную цифру недостаточно впечатляющей.
Я не прошу рассудить, кто из нас «прав» — кажется, по-своему правы оба, и даже если не так, едва ли это можно установить достоверно. Но я была бы рада любому мнению по вопросу.
Сразу оговорю, мы разговаривали об Инквизиции. Вообще, мы разговаривали о явлении в целом, но я попрошу комментаторов ограничиться Инквизицией как сравнительно нейтральной темой (ведь да?), тем более, что в качестве примеров мы использовали в основном именно её. Можно привлечь эпидемию чумы в средневековой Европе или, скажем, опричнину. Новейшую историю не трогаем принципиально, чтобы никого не задеть.
Вопрос, собственно, в том, насколько допустимо преувеличивать число жертв какой-либо катастрофы, войны или геноцида, если это (преувеличение, в смысле) сделано с дидактической целью? Замечательный человек, поправь меня, если я недостаточно нейтрально формулирую, это важно! Не хочу неосознанно потянуть одеяло на себя
Мы сходимся в том, что любое число жертв — это ужасно, и не важно, три человека погибло или три тысячи.
При этом мы делаем из этого заключения разные выводы. Замечательный человек говорит, что человечеству нужны страшные сказки, чтобы не лезть, куда не следует (мне очень нравится эта фраза, и я почти готова с ней согласиться). Соответственно, исказить цифры допустимо, если для хорошего дела (опять же, поправь, если неверно тебя понимаю). Ещё человек (и я его полностью поддерживаю в этом) выражает возмущение «развенчателями мифов», которые приходят и говорят: «не пятьдесят тысяч, а всего пять». Это «всего» чудовищно.
Я утверждаю, что любая фальсификация данных суть обман, прибегая к которому автор обесценивает трагедию, и, таким образом (если искажение фактов сознательно), ничем не лучше «развенчателей»: ведь он также счёл исходную цифру недостаточно впечатляющей.
Я не прошу рассудить, кто из нас «прав» — кажется, по-своему правы оба, и даже если не так, едва ли это можно установить достоверно. Но я была бы рада любому мнению по вопросу.
Например, автор согласен с тем, что неважно, пять человек погибло или пять сотен, но достоверно знает, что если честно сказать "погибли пятеро", то общество не впечатлится и отмахнётся? В таком случае, мне кажется, даже нужно прибегнуть к фальсификации. В назидательных целях.
Плюсую.
Erich_F, давай двадцатый век совсем не брать, ладно? С желанием очернить всё ясно, а как быть, когда намерения были действительно вроде бы благими? Ну, вроде как, "дети, смотрите, как страшно, не делайте так никогда", если сильно упрощать.
А ложь - действительно плохой фундамент. Заподозрив ложь хотя бы в одном пункте (даже если это "ложь во благо"), человек не поверит и остальным.
Вот сажают по надуманным обвинениям два десятка человек, а потом говорят - мы хорошие! потому что при Сталине так посадили тысячу... ой, десять тысяч!!!!! Значит, мы хорошие, мы мало сажаем!.. (в этом утверждении просьба к цифрам не цепляться, что они, что сталин тут сугубо для примера)Если общество не впечатлила гибель пяти человек и их повысили до пяти сотен - в следующий раз придется завышать пять сотен до пяти тысяч; и получается потакание занижению оценочной стоимости человеческой жизни. Если ты автор и пишешь про это все текст с целью задеть что-то в совокупной душе общества - имеет смысл упирать на то, что один - это тоже трагедия, чем завышать численность и обесценивать.
И мне, честно говоря, кажется странным, когда начинают выяснять, сколько именно людей погибло. Да какая разница? Люди погибли, вот, что главное. Тут надо выяснять, отчего они погибли, и стараться не допускать такого впредь...
Браво! Ты абсолютно правильно выразился.
Люди и так чем дальше, тем жестокосерднее. Зачем на этом играть и усугублять ситуацию?
Инго, не верю глазам) Так, Сталина тоже не трогаем, это всё ещё слишком близко, хотя по сути примера я согласна. Но, Инго, а разве история вообще бывает объективной хоть когда-нибудь?
Про завышение ты тоже важную вещь говоришь, я не стала всё в пост пихать, но меня это тоже беспокоит. Это вообще порочный круг, желание автора назвать более высокую цифру может быть вызвано именно этим, но оно в итоге только поддерживает общую тенденцию.
Ниротэн, И мне, честно говоря, кажется странным, когда начинают выяснять, сколько именно людей погибло. Да какая разница? Люди погибли, вот, что главное. Тут надо выяснять, отчего они погибли, и стараться не допускать такого впредь...
Это так.
о том, что это именно обман, будут знать только специалисты или интересующиеся темой, а у людей в целом останется только общее впечатление о том, что произошла трагедия и было много погибших
И обязательно найдётся специалист, который укажет на "ошибку" — не важно, искренне, или из своих собажений. А это мало того, что подрывает доверие, но ещё и смещает акцент спора в сторону тех самых цифр, которые на самом деле не главное.
Ну в общем нафих-нафих-нафих-нафих. Именно завышение и порождает "всего" - никто ведь для первичного определения численности жертв этим словом не пользуется; оно сугубо дискуссионное! И все это и создает иллюзию значения цифры и нолей; ааа, короче. ><
Да, соррь, я ограничение по датам уже потом увидел; но привести родственный пример из более далекого прошлого все равно бы затруднился...
Именно завышение и порождает "всего"
О. Я совсем не думала об этом, а ведь и правда, есть такой момент.
Э. А по-моему, это очевидно - людей, которые могут это ляпнуть оценочно и на полном серьезе, пренебрежимо мало; а вот как неловкую сравнительную характеристику - есть.
Для меня человеческая жизнь бесценна, независимо от количества смертей.
И я не считаю людьми подонков или плитиков приказывающих убивать для устрашения.
Помните? При взятии крепости Безье была сказана фраза, оставившая свой след и в нашем времени — «Убивайте всех, Господь распознает своих!», которую предположительно высказал папский легат, один из деятелей Альбигойских завоеваний Арнольд Амальрик.
Еще один черный миф.
На мой взгляд, фальсификация недопустима.
Ничего.
Видимо смаковать леденящие душу подробности народу нравится больше.
Или мы всё дальше уходим от понятия человек, или были там всегда.
Цели и намерения - это уже относительно и субъективно. Благородство и возвышенность целей, ради которых лгут - это понятие, которое легко понимается самими лжецами и не всегда разделяется теми, кого обманывают или иными людьми.
Например, величие и процветание своего народа и своей страны кому-то может показаться очень благородной целью, которая оправдывает ложь - а другие могут не согласиться с благородством этой цели покойного министра пропаганды Третьего рейха (или его вполне живых единомышленников и последователей различных мастей и национальностей).
Правильное обучение и воспитание детей тоже для кого-то может показаться уважительным оправданием лжи - но другие могут и не оценить благородства причин, по которым среди детей ведется та или иная разнузданная и завравшаяся пропаганда.
Так что благородство целей - не аргумент. Потому что он может быть действительным только для самого лжеца.
В конечном итоге, целью любого воспитания, любого образования и любых прочих дидактических действий является обеспечение сосуществования и взаимодействия объекта дидактики с реальным миром. И искажать истину в интересах дидактических - столь же нелепое (или аморальное) занятие, как, к примеру, искажать ради этих интересов таблицу умножения или географию.