Усмехались из тени, мерцали, блестели сотни зелёных глаз. У садовой сторожки танцующих кошек вы встречали хоть раз?..
Специально для этого момента придержала картиночку в тему.
А вот теперь поехали.
МногословноЯ честно хотела досмотреть третий сезон до конца, прежде, чем писать что-либо, чтобы не множить сущности, но это, похоже, выше моих сил. По эмоциональному накалу третий сезон превосходит не только все предыдущие, но и многие ньюскульные серии (уж на что современная киноиндустрия любит играть на нервах зрителей). К тому же, он и существенно длиннее предыдущих сезонов за счёт четвёртой серии, которую растянули аж на 12 частей, впрочем, не скажу, что мне не по душе такой формат — почему-то длинные истории со сквозным сюжетом вообще нравятся мне гораздо больше, чем последовательность слабо связанных между собой серий. В общем, получилось так, как получилось, а я больше не могу молчать!![:-D](http://static.diary.ru/picture/1133.gif)
Третий сезон с самого начала — боль моей души и слёзы сердца, потому что в нём практически не сохранилось целых эпизодов, а реконструкции, о-о-о, реконструкции, это вам не раскрашенные аккуратненькие фотографии из первого сезона, нет. В лучшем случае оно выглядит как-то так:
Я говорю "в лучшем", потому что в худшем изображения просто нет, и приходится довольствоваться кратким пересказом происходящего:
Вообще-то, кажется, существуют более полные и прилично выглядящие версии, но мне, во всяком случае, досталась именно такая.
Звуковая дорожка тоже местами пострадала, хоть и не так сильно, и интригующее "хррр-хрюм-пщщщ-хруп" на заднем плане тоже, конечно, не добавляет ясности, так что только субтитры и спасают. А субтитры у меня пополам на пополам: к некоторым сериям только английские, а к некоторым только русские.![:-D](http://static.diary.ru/picture/1133.gif)
И, тем не менее, несмотря на всё это, я смело могу сказать, что из уже просмотренных мною серий с Первым Доктором самыми яркими и запоминающимися являются именно эти. Фактически, они настолько хороши, что все упомянутые недостатки практически не влияют на восприятие, и я сейчас с некоторым удивлением понимаю, что спустя совсем небольшое время после просмотра уже не могу порою сказать, какие эпизоды сохранились, а какие — восстановлены по кусочкам, настолько цельная и живая картинка сложилась у меня в голове.
Сюжеты значительно усложнились и стали разнообразнее, что, впрочем, было заметно ещё с конца предыдущего сезона. А ещё — лишились изрядной доли наивности, что меня, с одной стороны, несколько огорчает, а с другой — заставляет с напряжением следить за развитием событий и глубже сопереживать героям.
Честно говоря, третий сезон временами по-настоящему страшный. В нём очень много смертей, и в каждой серии речь идёт о каком-то катастрофическом событии, забирающем множество жизней. В нём ставятся непростые вопросы и принимаются тяжёлые, зачастую не вполне однозначные решения. И в то же время, я не могу назвать его мрачным, потому что рядом с трагическими событиями рука об руку идут забавные, милые и просто светлые моменты, которые и определяют в итоге общий настрой.
И, как обычно, немного конкретики. Ну, как, немного...
3х013х01 Очень лихо закрученная серия с почти детективным (я практически до середины гадала вместе с героями, кто же тут, в конце концов, на самом деле "плохой") сюжетом: боевые космические амазонки, дышащие аммиаком негуманоидные пришельцы, отказывающиеся показываться на глаза из деликатности, роботы, похожие на детские игрушки-пирамидки... и считанные часы, оставшиеся до гибели планеты. И чудесный гуманистический (если это слово тут уместно) посыл серии, выраженный в одной фразе: "Какая разница, как мы выглядим, если мы пользуемся разумом одинаково?" Ещё одно, не менее чудесное: "Просто помогать тем, кто хочет помочь тебе", — но за этим ясно слышится гораздо более печальное: невозможно помочь тем, кто отвергает любые попытки сотрудничества.
Отлично проявляет себя так поначалу не понравившийся мне Стивен Тейлор. Его бросившиеся в глаза упрямство и насмешливость оказались просто оборотной стороной таких замечательных качеств, как смелость, решительность и твёрдость принципов. Стивен — не слишком гибкий, но очень харизматичный, он обладает сильным характером и ярким, живым темпераментом. Действительно интересный и достойный спутник, суждения которого часто расходятся с точкой зрения Доктора, и который не стесняется уверенно отстаивать своё мнение (хотя у меня с самого начала появились нехорошие предчувствия на этот счёт: два упрямца в одном корабле?..)
Тем не менее, отношения Стивена с Доктором складываются гораздо более гладко, чем можно было ожидать, и Доктор быстро заслуживает уважение и доверие с его стороны — во многом, кажется, даже не после собственного (уже двукратного!) спасения, а после того, как он видит, как Доктор уверенно предлагает помощь потерпевшим крушение, несмотря на возникшие поначалу недоразумения. Для Стивена помощь окружающим и защита более слабых вообще оказываются очень важным вопросом, гораздо более важным, чем можно предположить на первый взгляд, глядя на его саркастическую манеру общения.
3х023х02 Фактически, не полноценная серия, а небольшая интермедия — пролог к последующей эпопее про далеков и повторную попытку захвата Земли далось же им!
Внезапно даже вообще не про Доктора. Некая заросшая лесом планета, на которую крайне неудачно приземлился космический корабль с Земли. Пока команда занимается ремонтом, вяло переругиваясь, выясняется любопытный факт: посадка была вовсе не случайной прихотью: один из членов экипажа оказывается «безопасником», который должен проверить данные о подозрительной активности далеков в окрестностях Солнечной Системы.
Ещё из этой серии мы можем узнать, что далеки умеют заключать союзы, почерпнуть некоторую информацию об эндемической флоре Скаро (вот ведь гадостная планета, растения — и те убийцы!), а также полюбоваться на офигенную космическую технологию для передачи записи сообщений:
А ещё тут все умерли. Такие дела. Ненавижу истории "на выбывание", хорошо, что эта — такая короткая.
3х033х03 Серия совершенно замечательная, мне кажется, в третьем сезоне слабых и проходных серий просто нет.
Оставив позади взрывающуюся планету, Доктор со спутниками приземляется аккурат под стенами Трои и сходу становится свидетелем поединка между Ахиллесом и Гектором.
Доктор ухитряется эпичнейшим образом появиться аккурат после воззвания Ахиллеса к Зевсу, что и определяет весь дальнейший ход событий. Доктора, несколько обескураженного и возмущённого тем, что только что, оказывается, в его честь убили человека, с должным почтением, но непреклонно отводят к Агамемнону, а Вики и Стивен остаются одни и вынуждены самостоятельно принимать решения.
![](http://s020.radikal.ru/i716/1405/11/a663d22dfdd6.jpg)
Ох уж это утилитарное отношение к богам: о великий Зевс, ты обязан нам помочь, а иначе ты никакой не Зевс, а самозванец, которого нужно убить!
Одиссей, впрочем, настроен по отношению к Доктору изначально скептически. Персонаж совершенно, на мой взгляд, восхитительный: настоящий морской разбойник, грубый, язвительный и недоверчивый, никакой романтизации образа.
Греки представлены не то, чтобы однозначно плохими ребятами, но симпатии и героев, и зрителей естественным образом быстро оказываются на стороне троянцев, как обороняющихся. Неожиданно серьёзная и этически неоднозначная ситуация, из которой впервые нет безусловно правильного выхода: герои и по стечению обстоятельств, и с точки зрения невмешательства в историю вынуждены содействовать вовсе не тем, кому на самом деле сочувствуют. И если для Доктора это в первую очередь вопрос безопасности для себя и спутников (ну, и несколько неприятных минут внутри разваливающегося коня не удалось отвертеться от чести испытать собственное "изобретение"), то Вики и Стивен вынуждены смотреть в глаза троянцам, ощущая, что подписывают им приговор.
![](http://s017.radikal.ru/i414/1405/9d/c296ff44c638.jpg)
Для прямой и сверхчуткой Вики (как она злилась когда-то на Барбару за застреленную зверушку!) это практически непереносимо.
Мне показалось, что решение Вики остаться было продиктовано не столько влюблённостью в Троила (как раньше из-за любви осталась Сьюзан), сколько отчаянным желанием доказать, что она не предавала ни его, ни жителей Трои. И, в отличие от Сьюзан, Вики решила всё совершенно самостоятельно, и Доктору ничего не оставалось, как просто принять её выбор. Впрочем, ему было немного не до того: бегство из горящей Трои с тяжело раненым Стивеном и случайно прихваченной с собой одной из жриц-прислужниц Кассандры Катариной оказалось чрезвычайно поспешным...
3х043х04 Четвёртая серия — можно сказать, целый отдельный сезон внутри сезона. Здесь так много всего, что я даже не знаю, о чём говорить сначала. В этой серии нашлось место и для политических интриг вселенского масштаба, и для авантюрных предприятий (ох уж эти докторовские планы: вы трое пока захватите вон тот корабль, а я надену этоттак удачно проходивший мимо плащ с капюшоном и проберусь на секретное совещание космических злодеев! Серьёзно, я не преувеличиваю, так всё и было!), и для героического самопожертвования, и для откровенно комических и фарсовых сцен.
![](http://i017.radikal.ru/1405/0e/8094d98bdad7.jpg)
Далеки рассматривают клетку с мышами: Ино-пла-нетный при-бор! Внут-ри нахо-дят-ся ма-лень-кие белые су-щества! Воз-можно, они опас-ны!
Отдельное слово — о спутниках, которые появились в истории только на время этой серии, и в ней же погибли (я говорила, что здесь много смертей).
Во-первых, Катарина. Чудесная, наивная Катарина, искренне считающая поначалу, что уже умерла, погибла в захваченной греками Трое, и называющая Доктора богом ("Я не бог и я не "Док"! Неужели это так сложно?"). Самоотверженная Катарина, не понимающая и половины происходящего, но без колебаний отдавшая свою жизнь ради спасения совсем чужих, никогда не виденных и непонятных ей людей. Пусть она не очень красива, но разве она не прекрасна?
Брет Вион — сотрудник службы Космической Безопасности, с которым Доктора и компанию практически случайно свело общее дело, а точнее — общий противник. Брет появляется на экране совсем ненадолго, в Викпедии, например, его даже не включили в список спутников, что, на мой взгляд, не слишком-то справедливо. Пожалуй, о нём действительно мало что можно сказать, помимо того, что он хорошо знает свой долг и не боится рисковать жизнью ради дела, хоть и не горит желанием пасть героической смертью. Возможно, он не слишком доволен вмешательством посторонних, но легко идёт на сотрудничество, раз этого требуют обстоятельства.
Сара Кингдом, коллега Брета, его сестра и убийца, поверившая, будто бы Брет — предатель. Сара оказывается с Доктором и Стивеном против воли и не сразу верит им, но после убеждается, что они не враги и начинает им помогать. Сара старше, жёстче и строже (и одновременно, пожалуй, несчастнее) всех предыдущих спутников Доктора, и мне очень нравится наблюдать, как взаимодействуют они в паре со Стивеном: это совсем другой род взаимоотношений, чем у Стивена с Доктором или с Вики, которые у них по разным причинам получаются не вполне равными. Здесь же два взрослых человека, которые признают профессионализм и право другого на свободу действий. Возможно, они не в полной мере доверяют друг другу, особенно поначалу, но без колебаний прикроют друг другу спину в критической ситуации.
Сара погибает в самом конце, когда до счастливого финала остаются — в буквальном смысле — считанные шаги. И это, пожалуй, один из самых жутких моментов, что я вообще когда-либо видела на экране. Нет, серьёзно, вот эти несчастные два с половиной сохранившихся размытых кадра из целой сцены вызвали у меня куда больше эмоций, чем если бы там была драма-с-большой-буквы с кучей спецэффектов, трагичной музыкой и страданием на лице крупным планом. Конечно, во многом тут играет роль именно то, что многое приходится додумывать — правду говорят, что ничего страшнее, чем то, что мы придумываем сами, нам никто показать не сможет, но я — пусть это очень субъективно — запомню этот момент, как один из самых впечатляющих в сериале.
Нельзя обойти вниманием врагов, они тут не менее интересные. И далеки в данном случае, хоть и выступают как основной источник угрозы, оказываются далеко на втором плане по сравнению с Мавиком Ченом — Хранителем Солнечной Системы и предателем по-настоящему грандиозного масштаба. Мавик Чен — несомненный мерзавец, но на фоне аморфного и трусливого Совета и просто привычно бесчеловечных далеков он даже начинает невольно восхищать. Ему нельзя отказать ни в определённой харизме, ни в смелости (ну кто ещё решится в голос орать на Главного Далека, и при этом ещё ухитрится остаться после этого в живых? Пожалуй, разве что Доктор, но тут уж совсем другая история). С другой стороны, никаких сомнений по поводу его моральных качеств, а точнее, их отсутствия, не возникает: он хоть и старается временами сдерживать кровожадные порывы союзничков, но делает это скорее из осторожности, нежели от избытка милосердия. Ну и получает он в конце по заслугам — вот уж кого не жалко совсем. Вполне закономерный итог для подлеца и предателя.
Совсем другого уровня противник — не противник, так, мелкий пакостник — это вновь объявившийся Монах, который каким-то образом смог починить свою поломанную Доктором ТАРДИС и воспылал жаждой мести. Мститель из него, конечно, тот ещё: мелкое хулиганство на уровне «спрячу ключ и посмотрю, как он вокруг побегает». Вот тут-то мне действительно поверилось, что они были из одной школьной компании: отношения именно того уровня, знаете, когда физиономию друг другу зубной пастой во сне мажут и одежду нитками к простыне пришивают. Причём с обоих сторон, хотя Доктор как-то даже умудряется выглядеть взрослее и рассудительнее.![:facepalm:](http://static.diary.ru/userdir/0/0/6/7/0067/67280105.gif)
Монах в катавасию с далеками влетает, как кур в ощип, и я даже не могу его обвинить, за то, что он выдал Стивена и Сару врагам — ну как есть же придурок, не понимает, что творит! Вообще, это надо ухитриться, таким феерическим... раздолбаем выглядеть даже на фоне, скажем так, эксцентричного Доктора.
Доктор, кстати, тут просто великолепен, постоянно в центре действия, ему дали проявить себя буквально во всём. А как он договаривался об обмене пленных!
Ещё о забавном — чрезвычайно милый рождественский (!) эпизод в середине, позволяющий разрядить напряжение и просто посмеяться: ТАРДИС материализуется сначала точно напротив полицейского участка, а потом на съёмочной площадке какого-то приключенческого фильма, что, конечно, приводит к целому ряду недоразумений и комических ситуаций. Пересказывать бесполезно, а единственное адекватное определение, которое приходит мне в голову для их описания — развесёлый дурдом.
А, гулять так гулять!
3х053х05 Серия не менее хороша, чем любая из предыдущих, но пошла тяжело, главным образом потому, что в ней много разговоров, а когда на экране статичный кадр, трудно понять, какая реплика кому принадлежит, когда разговаривают больше двух человек. Вникать в политические интриги в этом случае — сущее мучение. Поэтому я с некоторым трудом временами улавливала суть происходящего. Это снова Франция, на этот раз — 16 век. Несколько дней до печально известной Варфоломеевской ночи.
Действие здесь практически целиком отдано Стивену: Доктор бессовестно слинял в самом начале, и где был всё это время — непонятно (судя по всему, помогал покинуть Париж учёному-аптекарю интересно, а это-то не вмешательство в ход истории, нет?).
В сотый раз пожалела об отсутствии возможности увидеть всё «в движении»: Хартнелл здесь играет совсем другую роль, случайного двойника Доктора, было бы, как минимум, интересно сравнить. Остаётся, увы, довольствоваться выражением лица.
В конце серии происходит то, чего я опасалась почти с того самого момента, как Стивен переступил порог ТАРДИС: рано или поздно они должны были разругаться с Доктором в пух и прах, просто в силу своих характеров. Поводом для ссоры стала девочка-служанка, которую Доктор не пожелал или не смог спасти: он говорил, что не может вмешиваться во время, а Стивен не понимал, почему нельзя было спасти вот эту одну конкретную девочку? И ведь правда: почему можно забрать из её времени Катарину или самого Стивена, но нельзя спасти всего лишь одну простую девчонку? Разве это — не лицемерие?
На самом деле, я не думаю, что сам Доктор до того задумывался об этом вопросе. Из всех спутников на данный момент он пригласил с собой только Вики, по большей части под влиянием ситуации и воспоминаний о Сьюзан. Остальные так или иначе попадали в ТАРДИС по стечению обстоятельств, и едва ли справедливо обвинять Доктора в, если можно так сказать, фаворитизме. Тем не менее, мысль о том, что вообще-то можно кого-то вытащить, и мир от этого не рухнет, для него явно внове. Но это, как и брошенное Стивеном жестокое и, пожалуй, не вполне справедливое, но всё же и не совсем пустое обвинение: «Если ваши исследования предполагают безразличие к судьбе людей...» — будет, конечно, обдумано позже. Для Доктора, похоже, это один из поворотных моментов, после которых он так или иначе задумывается о соотношении возможностей и ответственности, которую придётся принимать, и том, насколько вообще осуществима и приемлема роль нейтрального наблюдателя.
Стивен в раздражении вылетает за дверь во время следующей же остановки (не забыв, однако, глянуть на показания приборов — вот она, благоприобретённая осторожность), а Доктор... Доктор впервые, не исключено, что и за всю жизнь, остаётся совсем, по-настоящему один. Раньше такого ещё не случалось: была или Сьюзан, или Вики, или тот же Стивен, в конце концов. Сейчас же Доктор растерян и расстроен до слёз, настоящих, совсем несолидных и неподходящих тому образу, которому он обычно пытается соответствовать.
«Никто из них не понимает», — говорит он и, опять же, впервые, кажется, всерьёз задумывается о возвращении домой.
А дальше... Дальше — простите мне столь подробный пересказ — происходит замечательное. В открытую дверь ТАРДИС влетает девчонка (очередная девчонка чуть старше подросткового возраста, ну сколько можно!) подозрительно знакомой внешности, и, ни капли не смущаясь странной обстановки, требует телефон. И какое удовольствие слышать, как в процессе абсурдного спора в звучавший совершенно убито поначалу голос Доктора постепенно возвращаются привычные ворчливо-поучительные интонации!
Ну а возвращение Стивена, суматошный, как водится, старт с новой (упс, забыли!) пассажиркой и то, что она, как выясняется, оказывается пра-пра-(...)внучкой той самой Анны Чаплет, из-за которой и вышла ссора (и это означает, что она выжила тогда) — это уже такая вишенка на торте, чтобы был уж совсем хэппи-энд.
А вот теперь поехали.
МногословноЯ честно хотела досмотреть третий сезон до конца, прежде, чем писать что-либо, чтобы не множить сущности, но это, похоже, выше моих сил. По эмоциональному накалу третий сезон превосходит не только все предыдущие, но и многие ньюскульные серии (уж на что современная киноиндустрия любит играть на нервах зрителей). К тому же, он и существенно длиннее предыдущих сезонов за счёт четвёртой серии, которую растянули аж на 12 частей, впрочем, не скажу, что мне не по душе такой формат — почему-то длинные истории со сквозным сюжетом вообще нравятся мне гораздо больше, чем последовательность слабо связанных между собой серий. В общем, получилось так, как получилось, а я больше не могу молчать!
![:-D](http://static.diary.ru/picture/1133.gif)
Третий сезон с самого начала — боль моей души и слёзы сердца, потому что в нём практически не сохранилось целых эпизодов, а реконструкции, о-о-о, реконструкции, это вам не раскрашенные аккуратненькие фотографии из первого сезона, нет. В лучшем случае оно выглядит как-то так:
Я говорю "в лучшем", потому что в худшем изображения просто нет, и приходится довольствоваться кратким пересказом происходящего:
Вообще-то, кажется, существуют более полные и прилично выглядящие версии, но мне, во всяком случае, досталась именно такая.
Звуковая дорожка тоже местами пострадала, хоть и не так сильно, и интригующее "хррр-хрюм-пщщщ-хруп" на заднем плане тоже, конечно, не добавляет ясности, так что только субтитры и спасают. А субтитры у меня пополам на пополам: к некоторым сериям только английские, а к некоторым только русские.
![:-D](http://static.diary.ru/picture/1133.gif)
И, тем не менее, несмотря на всё это, я смело могу сказать, что из уже просмотренных мною серий с Первым Доктором самыми яркими и запоминающимися являются именно эти. Фактически, они настолько хороши, что все упомянутые недостатки практически не влияют на восприятие, и я сейчас с некоторым удивлением понимаю, что спустя совсем небольшое время после просмотра уже не могу порою сказать, какие эпизоды сохранились, а какие — восстановлены по кусочкам, настолько цельная и живая картинка сложилась у меня в голове.
Сюжеты значительно усложнились и стали разнообразнее, что, впрочем, было заметно ещё с конца предыдущего сезона. А ещё — лишились изрядной доли наивности, что меня, с одной стороны, несколько огорчает, а с другой — заставляет с напряжением следить за развитием событий и глубже сопереживать героям.
Честно говоря, третий сезон временами по-настоящему страшный. В нём очень много смертей, и в каждой серии речь идёт о каком-то катастрофическом событии, забирающем множество жизней. В нём ставятся непростые вопросы и принимаются тяжёлые, зачастую не вполне однозначные решения. И в то же время, я не могу назвать его мрачным, потому что рядом с трагическими событиями рука об руку идут забавные, милые и просто светлые моменты, которые и определяют в итоге общий настрой.
И, как обычно, немного конкретики. Ну, как, немного...
3х013х01 Очень лихо закрученная серия с почти детективным (я практически до середины гадала вместе с героями, кто же тут, в конце концов, на самом деле "плохой") сюжетом: боевые космические амазонки, дышащие аммиаком негуманоидные пришельцы, отказывающиеся показываться на глаза из деликатности, роботы, похожие на детские игрушки-пирамидки... и считанные часы, оставшиеся до гибели планеты. И чудесный гуманистический (если это слово тут уместно) посыл серии, выраженный в одной фразе: "Какая разница, как мы выглядим, если мы пользуемся разумом одинаково?" Ещё одно, не менее чудесное: "Просто помогать тем, кто хочет помочь тебе", — но за этим ясно слышится гораздо более печальное: невозможно помочь тем, кто отвергает любые попытки сотрудничества.
Отлично проявляет себя так поначалу не понравившийся мне Стивен Тейлор. Его бросившиеся в глаза упрямство и насмешливость оказались просто оборотной стороной таких замечательных качеств, как смелость, решительность и твёрдость принципов. Стивен — не слишком гибкий, но очень харизматичный, он обладает сильным характером и ярким, живым темпераментом. Действительно интересный и достойный спутник, суждения которого часто расходятся с точкой зрения Доктора, и который не стесняется уверенно отстаивать своё мнение (хотя у меня с самого начала появились нехорошие предчувствия на этот счёт: два упрямца в одном корабле?..)
Тем не менее, отношения Стивена с Доктором складываются гораздо более гладко, чем можно было ожидать, и Доктор быстро заслуживает уважение и доверие с его стороны — во многом, кажется, даже не после собственного (уже двукратного!) спасения, а после того, как он видит, как Доктор уверенно предлагает помощь потерпевшим крушение, несмотря на возникшие поначалу недоразумения. Для Стивена помощь окружающим и защита более слабых вообще оказываются очень важным вопросом, гораздо более важным, чем можно предположить на первый взгляд, глядя на его саркастическую манеру общения.
3х023х02 Фактически, не полноценная серия, а небольшая интермедия — пролог к последующей эпопее про далеков и повторную попытку захвата Земли далось же им!
Внезапно даже вообще не про Доктора. Некая заросшая лесом планета, на которую крайне неудачно приземлился космический корабль с Земли. Пока команда занимается ремонтом, вяло переругиваясь, выясняется любопытный факт: посадка была вовсе не случайной прихотью: один из членов экипажа оказывается «безопасником», который должен проверить данные о подозрительной активности далеков в окрестностях Солнечной Системы.
Ещё из этой серии мы можем узнать, что далеки умеют заключать союзы, почерпнуть некоторую информацию об эндемической флоре Скаро (вот ведь гадостная планета, растения — и те убийцы!), а также полюбоваться на офигенную космическую технологию для передачи записи сообщений:
А ещё тут все умерли. Такие дела. Ненавижу истории "на выбывание", хорошо, что эта — такая короткая.
3х033х03 Серия совершенно замечательная, мне кажется, в третьем сезоне слабых и проходных серий просто нет.
Оставив позади взрывающуюся планету, Доктор со спутниками приземляется аккурат под стенами Трои и сходу становится свидетелем поединка между Ахиллесом и Гектором.
Доктор ухитряется эпичнейшим образом появиться аккурат после воззвания Ахиллеса к Зевсу, что и определяет весь дальнейший ход событий. Доктора, несколько обескураженного и возмущённого тем, что только что, оказывается, в его честь убили человека, с должным почтением, но непреклонно отводят к Агамемнону, а Вики и Стивен остаются одни и вынуждены самостоятельно принимать решения.
![](http://s020.radikal.ru/i716/1405/11/a663d22dfdd6.jpg)
Ох уж это утилитарное отношение к богам: о великий Зевс, ты обязан нам помочь, а иначе ты никакой не Зевс, а самозванец, которого нужно убить!
Одиссей, впрочем, настроен по отношению к Доктору изначально скептически. Персонаж совершенно, на мой взгляд, восхитительный: настоящий морской разбойник, грубый, язвительный и недоверчивый, никакой романтизации образа.
Греки представлены не то, чтобы однозначно плохими ребятами, но симпатии и героев, и зрителей естественным образом быстро оказываются на стороне троянцев, как обороняющихся. Неожиданно серьёзная и этически неоднозначная ситуация, из которой впервые нет безусловно правильного выхода: герои и по стечению обстоятельств, и с точки зрения невмешательства в историю вынуждены содействовать вовсе не тем, кому на самом деле сочувствуют. И если для Доктора это в первую очередь вопрос безопасности для себя и спутников (ну, и несколько неприятных минут внутри разваливающегося коня не удалось отвертеться от чести испытать собственное "изобретение"), то Вики и Стивен вынуждены смотреть в глаза троянцам, ощущая, что подписывают им приговор.
![](http://s017.radikal.ru/i414/1405/9d/c296ff44c638.jpg)
Для прямой и сверхчуткой Вики (как она злилась когда-то на Барбару за застреленную зверушку!) это практически непереносимо.
Мне показалось, что решение Вики остаться было продиктовано не столько влюблённостью в Троила (как раньше из-за любви осталась Сьюзан), сколько отчаянным желанием доказать, что она не предавала ни его, ни жителей Трои. И, в отличие от Сьюзан, Вики решила всё совершенно самостоятельно, и Доктору ничего не оставалось, как просто принять её выбор. Впрочем, ему было немного не до того: бегство из горящей Трои с тяжело раненым Стивеном и случайно прихваченной с собой одной из жриц-прислужниц Кассандры Катариной оказалось чрезвычайно поспешным...
3х043х04 Четвёртая серия — можно сказать, целый отдельный сезон внутри сезона. Здесь так много всего, что я даже не знаю, о чём говорить сначала. В этой серии нашлось место и для политических интриг вселенского масштаба, и для авантюрных предприятий (ох уж эти докторовские планы: вы трое пока захватите вон тот корабль, а я надену этот
![](http://i017.radikal.ru/1405/0e/8094d98bdad7.jpg)
Далеки рассматривают клетку с мышами: Ино-пла-нетный при-бор! Внут-ри нахо-дят-ся ма-лень-кие белые су-щества! Воз-можно, они опас-ны!
Отдельное слово — о спутниках, которые появились в истории только на время этой серии, и в ней же погибли (я говорила, что здесь много смертей).
Во-первых, Катарина. Чудесная, наивная Катарина, искренне считающая поначалу, что уже умерла, погибла в захваченной греками Трое, и называющая Доктора богом ("Я не бог и я не "Док"! Неужели это так сложно?"). Самоотверженная Катарина, не понимающая и половины происходящего, но без колебаний отдавшая свою жизнь ради спасения совсем чужих, никогда не виденных и непонятных ей людей. Пусть она не очень красива, но разве она не прекрасна?
Брет Вион — сотрудник службы Космической Безопасности, с которым Доктора и компанию практически случайно свело общее дело, а точнее — общий противник. Брет появляется на экране совсем ненадолго, в Викпедии, например, его даже не включили в список спутников, что, на мой взгляд, не слишком-то справедливо. Пожалуй, о нём действительно мало что можно сказать, помимо того, что он хорошо знает свой долг и не боится рисковать жизнью ради дела, хоть и не горит желанием пасть героической смертью. Возможно, он не слишком доволен вмешательством посторонних, но легко идёт на сотрудничество, раз этого требуют обстоятельства.
Сара Кингдом, коллега Брета, его сестра и убийца, поверившая, будто бы Брет — предатель. Сара оказывается с Доктором и Стивеном против воли и не сразу верит им, но после убеждается, что они не враги и начинает им помогать. Сара старше, жёстче и строже (и одновременно, пожалуй, несчастнее) всех предыдущих спутников Доктора, и мне очень нравится наблюдать, как взаимодействуют они в паре со Стивеном: это совсем другой род взаимоотношений, чем у Стивена с Доктором или с Вики, которые у них по разным причинам получаются не вполне равными. Здесь же два взрослых человека, которые признают профессионализм и право другого на свободу действий. Возможно, они не в полной мере доверяют друг другу, особенно поначалу, но без колебаний прикроют друг другу спину в критической ситуации.
Сара погибает в самом конце, когда до счастливого финала остаются — в буквальном смысле — считанные шаги. И это, пожалуй, один из самых жутких моментов, что я вообще когда-либо видела на экране. Нет, серьёзно, вот эти несчастные два с половиной сохранившихся размытых кадра из целой сцены вызвали у меня куда больше эмоций, чем если бы там была драма-с-большой-буквы с кучей спецэффектов, трагичной музыкой и страданием на лице крупным планом. Конечно, во многом тут играет роль именно то, что многое приходится додумывать — правду говорят, что ничего страшнее, чем то, что мы придумываем сами, нам никто показать не сможет, но я — пусть это очень субъективно — запомню этот момент, как один из самых впечатляющих в сериале.
Нельзя обойти вниманием врагов, они тут не менее интересные. И далеки в данном случае, хоть и выступают как основной источник угрозы, оказываются далеко на втором плане по сравнению с Мавиком Ченом — Хранителем Солнечной Системы и предателем по-настоящему грандиозного масштаба. Мавик Чен — несомненный мерзавец, но на фоне аморфного и трусливого Совета и просто привычно бесчеловечных далеков он даже начинает невольно восхищать. Ему нельзя отказать ни в определённой харизме, ни в смелости (ну кто ещё решится в голос орать на Главного Далека, и при этом ещё ухитрится остаться после этого в живых? Пожалуй, разве что Доктор, но тут уж совсем другая история). С другой стороны, никаких сомнений по поводу его моральных качеств, а точнее, их отсутствия, не возникает: он хоть и старается временами сдерживать кровожадные порывы союзничков, но делает это скорее из осторожности, нежели от избытка милосердия. Ну и получает он в конце по заслугам — вот уж кого не жалко совсем. Вполне закономерный итог для подлеца и предателя.
Совсем другого уровня противник — не противник, так, мелкий пакостник — это вновь объявившийся Монах, который каким-то образом смог починить свою поломанную Доктором ТАРДИС и воспылал жаждой мести. Мститель из него, конечно, тот ещё: мелкое хулиганство на уровне «спрячу ключ и посмотрю, как он вокруг побегает». Вот тут-то мне действительно поверилось, что они были из одной школьной компании: отношения именно того уровня, знаете, когда физиономию друг другу зубной пастой во сне мажут и одежду нитками к простыне пришивают. Причём с обоих сторон, хотя Доктор как-то даже умудряется выглядеть взрослее и рассудительнее.
![:facepalm:](http://static.diary.ru/userdir/0/0/6/7/0067/67280105.gif)
Монах в катавасию с далеками влетает, как кур в ощип, и я даже не могу его обвинить, за то, что он выдал Стивена и Сару врагам — ну как есть же придурок, не понимает, что творит! Вообще, это надо ухитриться, таким феерическим... раздолбаем выглядеть даже на фоне, скажем так, эксцентричного Доктора.
Доктор, кстати, тут просто великолепен, постоянно в центре действия, ему дали проявить себя буквально во всём. А как он договаривался об обмене пленных!
Ещё о забавном — чрезвычайно милый рождественский (!) эпизод в середине, позволяющий разрядить напряжение и просто посмеяться: ТАРДИС материализуется сначала точно напротив полицейского участка, а потом на съёмочной площадке какого-то приключенческого фильма, что, конечно, приводит к целому ряду недоразумений и комических ситуаций. Пересказывать бесполезно, а единственное адекватное определение, которое приходит мне в голову для их описания — развесёлый дурдом.
А, гулять так гулять!
3х053х05 Серия не менее хороша, чем любая из предыдущих, но пошла тяжело, главным образом потому, что в ней много разговоров, а когда на экране статичный кадр, трудно понять, какая реплика кому принадлежит, когда разговаривают больше двух человек. Вникать в политические интриги в этом случае — сущее мучение. Поэтому я с некоторым трудом временами улавливала суть происходящего. Это снова Франция, на этот раз — 16 век. Несколько дней до печально известной Варфоломеевской ночи.
Действие здесь практически целиком отдано Стивену: Доктор бессовестно слинял в самом начале, и где был всё это время — непонятно (судя по всему, помогал покинуть Париж учёному-аптекарю интересно, а это-то не вмешательство в ход истории, нет?).
В сотый раз пожалела об отсутствии возможности увидеть всё «в движении»: Хартнелл здесь играет совсем другую роль, случайного двойника Доктора, было бы, как минимум, интересно сравнить. Остаётся, увы, довольствоваться выражением лица.
В конце серии происходит то, чего я опасалась почти с того самого момента, как Стивен переступил порог ТАРДИС: рано или поздно они должны были разругаться с Доктором в пух и прах, просто в силу своих характеров. Поводом для ссоры стала девочка-служанка, которую Доктор не пожелал или не смог спасти: он говорил, что не может вмешиваться во время, а Стивен не понимал, почему нельзя было спасти вот эту одну конкретную девочку? И ведь правда: почему можно забрать из её времени Катарину или самого Стивена, но нельзя спасти всего лишь одну простую девчонку? Разве это — не лицемерие?
На самом деле, я не думаю, что сам Доктор до того задумывался об этом вопросе. Из всех спутников на данный момент он пригласил с собой только Вики, по большей части под влиянием ситуации и воспоминаний о Сьюзан. Остальные так или иначе попадали в ТАРДИС по стечению обстоятельств, и едва ли справедливо обвинять Доктора в, если можно так сказать, фаворитизме. Тем не менее, мысль о том, что вообще-то можно кого-то вытащить, и мир от этого не рухнет, для него явно внове. Но это, как и брошенное Стивеном жестокое и, пожалуй, не вполне справедливое, но всё же и не совсем пустое обвинение: «Если ваши исследования предполагают безразличие к судьбе людей...» — будет, конечно, обдумано позже. Для Доктора, похоже, это один из поворотных моментов, после которых он так или иначе задумывается о соотношении возможностей и ответственности, которую придётся принимать, и том, насколько вообще осуществима и приемлема роль нейтрального наблюдателя.
Стивен в раздражении вылетает за дверь во время следующей же остановки (не забыв, однако, глянуть на показания приборов — вот она, благоприобретённая осторожность), а Доктор... Доктор впервые, не исключено, что и за всю жизнь, остаётся совсем, по-настоящему один. Раньше такого ещё не случалось: была или Сьюзан, или Вики, или тот же Стивен, в конце концов. Сейчас же Доктор растерян и расстроен до слёз, настоящих, совсем несолидных и неподходящих тому образу, которому он обычно пытается соответствовать.
«Никто из них не понимает», — говорит он и, опять же, впервые, кажется, всерьёз задумывается о возвращении домой.
А дальше... Дальше — простите мне столь подробный пересказ — происходит замечательное. В открытую дверь ТАРДИС влетает девчонка (очередная девчонка чуть старше подросткового возраста, ну сколько можно!) подозрительно знакомой внешности, и, ни капли не смущаясь странной обстановки, требует телефон. И какое удовольствие слышать, как в процессе абсурдного спора в звучавший совершенно убито поначалу голос Доктора постепенно возвращаются привычные ворчливо-поучительные интонации!
Ну а возвращение Стивена, суматошный, как водится, старт с новой (упс, забыли!) пассажиркой и то, что она, как выясняется, оказывается пра-пра-(...)внучкой той самой Анны Чаплет, из-за которой и вышла ссора (и это означает, что она выжила тогда) — это уже такая вишенка на торте, чтобы был уж совсем хэппи-энд.
Пишешь ты как всегда чудесно, а вот посмотреть ролик я не осилил. Не могу просто с кадрами (( Очень тяжело воспринимается.
Вообще, все реконструкции легче идут, если воспринимать их чем-то вроде радиопостановки, снабжённой иллюстрациями.