Усмехались из тени, мерцали, блестели сотни зелёных глаз. У садовой сторожки танцующих кошек вы встречали хоть раз?..
прадоктора, простыня, размышлизм, смело проматыватьДокторов вообще очень удобно характеризовать через их отошения со спутниками, и это, в принципе, понятно и логично. Конечно, Девятого в этом смысле несколько обделили, и, наверное, судить только по отношениям с Розой не совсем корректно — но как раз в случае с Девятым это возможно. Дело в том, что Девятый вообще личность не просто очень сильная, но и цельная — то самое, чего так недоставало последующим Докторам — хотелось бы знать, где, на каком этапе, почему эта внутренняя цельность была утрачена?
Девятый для Розы — в большей степени наставник, чем кто-то ещё. И, кстати, именно поэтому я считаю, что Роза — лучший спутник именно для Девятого Доктора, в то время как Десятому в напарники идеально подходила Донна (да, там нет и не может быть никакой романтической подоплеки; тем лучше). Девятый рад наличию спутников, Доктор вообще нуждается в том, чтобы делиться с кем-то тем, что он видит, об этом не раз говорится, но Девятому они не жизненно необходимы, как Десятому, и не требуются, как внешний источник мотивации своих действий, как, например, Одиннадцатому. Он и сам прекрасно знает, что, зачем и как. У него вообще очень чёткие моральные установки, пусть и не всегда бесспорные — впрочем, почти всегда, а это уже невероятно много. Так, Девятому не слишком свойственно милосердие к врагам, в отличие, впрочем, от сострадания, которого у него в избытке (о, эта тонкая грань между этими понятиями!), но он учится ему — учится, кстати, у Розы, так что не только он изменяет и "воспитывает" Розу, но и она его — своим примером. Но при этом ему не нужно оглядываться на других, определяя, что хорошо, а что плохо: он вполне способен разобраться в этом сам.
С Десятым совсем другое. Спутники ему нужны, как воздух. Он опирается на них, он действительно нуждается в их помощи — да хотя бы просто в их присутствии. Да, он, как в других воплощениях, получает удовольствие, разделяя с ними своё восхищение Вселенной — для Десятого с его яркими открытыми эмоциями это особенно значимо. Но важен для него также и другой аспект их присутствия, тот самый, о котором Донна говорит — и сразу же, в первую встречу! — "должен быть кто-то, кто будет тебя останавливать". Десятому действительно требуется этот внешний ориентир. Его эмоциональность оборачивается здесь против него же: на волне переживаний он действительно может сильно перегнуть палку.
Более того, в присутствии спутников Десятый сам как будто бы обретает некоторую внутреннюю стабильность, которой ему так сильно недостаёт порой.
С этой точки зрения, наверное, лучшим вариантом была бы достаточно спокойная и уравновешенная Марта, но у неё есть один серьёзнейший недостаток: она влюблена в Доктора. И этот факт, в общем-то, предопределяет невозможность для неё остаться с Доктором надолго. Та же беда и с Розой, и то, что её чувства, в отличие от Марты, взаимны, ситуации не меняют. Если бы не случилось истории с параллельным миром — произошло бы что-то другое, но они непременно расстались бы. Когда Роза говорит, что собирается путешествовать с Доктором всегда — в это следует верить не более, чем в расхожую фразу "я буду любить тебя вечно": да, это произносится искренне, но так не бывает, это невозможно. Это значит: "я очень люблю тебя сейчас". "Сейчас я хочу с тобой путешествовать". Что будет через пять лет? Через десять?
И те же слова в устах практичной, даже несколько приземлённой — и одновременно так и не нашедшей своего места в жизни — Донны звучат совсем по-другому, так, что в них я готова поверить: не вечно, но всю жизнь, почему нет? Это даже почти похоже на план, и я легко могу представить бойкую старушку-Донну, охаживающую Доктора клюкой по спине, при этом не сказать, что в их отношениях что-то сильно изменилось бы. И, пожалуй, вот её-то расставание с Доктором скорее является результатом стечения обстоятельств.
Донна вообще бесподобно подходит как раз для того, чтобы вовремя отвешивать целебные подзатыльники, причем отнюдь не только в метафорическом смысле. Сама очень эмоциональная и энергичная, прямая и честная — она выглядит практически идеальным напарником для Доктора, и, если позволите, в этом качестве даже несколько напоминает мне повзрослевшую Сару Джейн. И, наверное, не случайно именно ей в итоге выпадает возможность побыть немного Доктором.
Одиннадцатый и спутники — это вообще песня отдельная. Самый закрытый, самый неоднозначный из всех ньюскульных Докторов, в спутниках он нуждается, в некотором роде, не меньше, чем Десятый, но совсем по другой причине. Одиннадцатого, в основном, не требуется тормозить (другое дело — напоминать, но об этом позже), напротив, ему часто необходим внешний стимул к действию. Спутники, в первую очередь, нужны ему для того, чтобы сказать: "да, ты делаешь то, что нужно. То, что ты делаешь — нужно". Сам он в этом далеко не уверен. Вообще эта внутренняя неуверенность, пусть и надёжно (надёжно ли?) скрытая под ребячеством и чудаковатостью, ощущается в нём очень остро и болезненно. За тем, как он раз за разом отчаянно повторяет: "пожалуйста, верь мне", — отчётливо слышится продолжение: потому что я сам не верю.
Он как бы утратил для себя некие важные ориентиры. Ему именно поэтому и приходится вновь и вновь отвечать на этот вопрос — а кто он, собственно говоря? — что сам он склонен забывать на него ответ.
Это — утрата самоидентичности, то, что, вы не поверите, я увидела в его жестикуляции в первых же сериях, и то, что подсознательно отталкивало меня, пока я не осознала, чем именно меня так раздражает этот образ. С одной стороны — широкие, резкие, даже утрированные, абсолютно театральные жесты — с другой, то, как он сутулится, как скованно держит руки, нервные движения пальцев, весь этот совершенно невозможный, раздражающий и беспокойный диссонанс, который чувствуется во всём. Одиннадцатый весь — не столько даже обман, сколько попытка самообмана. И это было бы действительно страшно, если бы не одно но: развитие его образа, хоть это и не сразу очевидно, безусловно, идёт в положительную сторону. По-видимому, это тот самый кризис, который должен был миновать.
Девятый для Розы — в большей степени наставник, чем кто-то ещё. И, кстати, именно поэтому я считаю, что Роза — лучший спутник именно для Девятого Доктора, в то время как Десятому в напарники идеально подходила Донна (да, там нет и не может быть никакой романтической подоплеки; тем лучше). Девятый рад наличию спутников, Доктор вообще нуждается в том, чтобы делиться с кем-то тем, что он видит, об этом не раз говорится, но Девятому они не жизненно необходимы, как Десятому, и не требуются, как внешний источник мотивации своих действий, как, например, Одиннадцатому. Он и сам прекрасно знает, что, зачем и как. У него вообще очень чёткие моральные установки, пусть и не всегда бесспорные — впрочем, почти всегда, а это уже невероятно много. Так, Девятому не слишком свойственно милосердие к врагам, в отличие, впрочем, от сострадания, которого у него в избытке (о, эта тонкая грань между этими понятиями!), но он учится ему — учится, кстати, у Розы, так что не только он изменяет и "воспитывает" Розу, но и она его — своим примером. Но при этом ему не нужно оглядываться на других, определяя, что хорошо, а что плохо: он вполне способен разобраться в этом сам.
С Десятым совсем другое. Спутники ему нужны, как воздух. Он опирается на них, он действительно нуждается в их помощи — да хотя бы просто в их присутствии. Да, он, как в других воплощениях, получает удовольствие, разделяя с ними своё восхищение Вселенной — для Десятого с его яркими открытыми эмоциями это особенно значимо. Но важен для него также и другой аспект их присутствия, тот самый, о котором Донна говорит — и сразу же, в первую встречу! — "должен быть кто-то, кто будет тебя останавливать". Десятому действительно требуется этот внешний ориентир. Его эмоциональность оборачивается здесь против него же: на волне переживаний он действительно может сильно перегнуть палку.
Более того, в присутствии спутников Десятый сам как будто бы обретает некоторую внутреннюю стабильность, которой ему так сильно недостаёт порой.
С этой точки зрения, наверное, лучшим вариантом была бы достаточно спокойная и уравновешенная Марта, но у неё есть один серьёзнейший недостаток: она влюблена в Доктора. И этот факт, в общем-то, предопределяет невозможность для неё остаться с Доктором надолго. Та же беда и с Розой, и то, что её чувства, в отличие от Марты, взаимны, ситуации не меняют. Если бы не случилось истории с параллельным миром — произошло бы что-то другое, но они непременно расстались бы. Когда Роза говорит, что собирается путешествовать с Доктором всегда — в это следует верить не более, чем в расхожую фразу "я буду любить тебя вечно": да, это произносится искренне, но так не бывает, это невозможно. Это значит: "я очень люблю тебя сейчас". "Сейчас я хочу с тобой путешествовать". Что будет через пять лет? Через десять?
И те же слова в устах практичной, даже несколько приземлённой — и одновременно так и не нашедшей своего места в жизни — Донны звучат совсем по-другому, так, что в них я готова поверить: не вечно, но всю жизнь, почему нет? Это даже почти похоже на план, и я легко могу представить бойкую старушку-Донну, охаживающую Доктора клюкой по спине, при этом не сказать, что в их отношениях что-то сильно изменилось бы. И, пожалуй, вот её-то расставание с Доктором скорее является результатом стечения обстоятельств.
Донна вообще бесподобно подходит как раз для того, чтобы вовремя отвешивать целебные подзатыльники, причем отнюдь не только в метафорическом смысле. Сама очень эмоциональная и энергичная, прямая и честная — она выглядит практически идеальным напарником для Доктора, и, если позволите, в этом качестве даже несколько напоминает мне повзрослевшую Сару Джейн. И, наверное, не случайно именно ей в итоге выпадает возможность побыть немного Доктором.
Одиннадцатый и спутники — это вообще песня отдельная. Самый закрытый, самый неоднозначный из всех ньюскульных Докторов, в спутниках он нуждается, в некотором роде, не меньше, чем Десятый, но совсем по другой причине. Одиннадцатого, в основном, не требуется тормозить (другое дело — напоминать, но об этом позже), напротив, ему часто необходим внешний стимул к действию. Спутники, в первую очередь, нужны ему для того, чтобы сказать: "да, ты делаешь то, что нужно. То, что ты делаешь — нужно". Сам он в этом далеко не уверен. Вообще эта внутренняя неуверенность, пусть и надёжно (надёжно ли?) скрытая под ребячеством и чудаковатостью, ощущается в нём очень остро и болезненно. За тем, как он раз за разом отчаянно повторяет: "пожалуйста, верь мне", — отчётливо слышится продолжение: потому что я сам не верю.
Он как бы утратил для себя некие важные ориентиры. Ему именно поэтому и приходится вновь и вновь отвечать на этот вопрос — а кто он, собственно говоря? — что сам он склонен забывать на него ответ.
Это — утрата самоидентичности, то, что, вы не поверите, я увидела в его жестикуляции в первых же сериях, и то, что подсознательно отталкивало меня, пока я не осознала, чем именно меня так раздражает этот образ. С одной стороны — широкие, резкие, даже утрированные, абсолютно театральные жесты — с другой, то, как он сутулится, как скованно держит руки, нервные движения пальцев, весь этот совершенно невозможный, раздражающий и беспокойный диссонанс, который чувствуется во всём. Одиннадцатый весь — не столько даже обман, сколько попытка самообмана. И это было бы действительно страшно, если бы не одно но: развитие его образа, хоть это и не сразу очевидно, безусловно, идёт в положительную сторону. По-видимому, это тот самый кризис, который должен был миновать.
@темы: Странные они всё-таки..., Ассоциации, чтоэтобылоктоэтилюди, Неведомый эскулап
Кажется, теперь могу сформулировать, почему люблю именно Девятого...
почему люблю именно Девятого...
Отсюда подробнее, ммм?..
Подкупает его какая-то искренность. Где-то весьма жестокая, но честная.(Про милосердие и сострадание очень в точку).
И с тем, что Роза для него лучший спутник - тоже соглашусь. Еще и потому, что она способна Доктора принять, как раз с его решениями и принципами. Суметь посмотреть на вселенную его глазами, что ли... Посмотреть, но не видеть постоянно, а оставаясь собой и человеком. Не как восторженная Марта, и не как слишком человечная Донна, которую Доктор иногда пугал (что было для него тем самым нужным тормозом, но все-таки).
Девятый и Роза бегущие рука к руке... Имхо, прекрасно) Ну вот, опять пересмотреть потянуло.
Роза... Роза, в некотором смысле, очень податливый материал, почти чистый лист — что хочешь, то и рисуй. Поэтому-то она так легко принимает Доктора как есть. Но вот эта её наивность-невинность сама по себе очень ценна.
Не могу вспомнить ситуации, в которой Доктор бы действительно пугал Донну, кроме, пожалуй, того самого эпизода с ракносс, когда она осознала, что если его сейчас не притормозить — он сам не остановится. За него она боится, это да, но вот его? Хотелось бы услышать от тебя развитие этой мысли, для меня она неожиданна.
Ну вот, опять пересмотреть потянуло.
Почему нет?)
у меня тоже Девятый любимый)
у меня тоже Девятый любимый)
А как его можно не любить?)
А про остальное я напишу потом, ибо выход на символический уровень нехилый.
Про повзрослевшую Сару Джейн очень верно.
А про остальное я напишу потом, ибо выход на символический уровень нехилый.
О-о, а вот этого я буду ждать.
Negative. Так бывает. Это возможно. И я думаю, нет, я попросту уверен, что у Девятого-Десятого с Розой - именно так.
Просто моё восприятие, без претензий на абсолютность.
окей, я до этого пока не дошёл, но оно как раз и доказывает - острое чутьё на хорошо-плохо, и острое чутьё на свою-чужую боль.
Напишу-напишу, только смотрю я медленно. Но ничего, пройдёт тяжёлый январь...
Ну конечно же, оно самое и есть.
Насчет Донны... Не помню, к сожалению, конкретных моментов, но, имхо, ей периодически было с Доктором не по себе, когда ему приходится поступать и решать как Повелителю времени. У нее понимание слишком человеческое, точнее, она все понимает, но принять не может. (О, вспомнила, как, например, в Помпеях. ) Это ее изюминка, за это Доктор ее и ценит, это для него действительно повод обдумать ситуацию еще раз. И Донну я люблю) Но Роза и Девятый... Оба цельные, но необходимы друг другу. Эх, что ж их так мало.
Почему не пересмотреть? Не вовремя сейчас, ой как не вовремя. Так что не светит)
У Девятого вполне себе надлом тоже есть - он же с войны вернулся. И он закрытый - а Десятый открытый абсолютно, он же нараспашку весь, со своей и чужой болью. А как иначе - сотворён любовью, Розой и для Розы.
Я бы сказал - и сам любовь, ко Вселенной, к человечеству, к Розе, но это как-то совсем пафосно.Мне кажется, и Девятый, и Десятый - сильные и цельные личности в том смысле что они знают, что делают и зачем, у них чёткие моральные ориентиры. То что у Десятого больше болит (или _видно_, что сильно болит) цельности не отменяет. И развитие личности там присутствует.
А про Донну - в точку, да. Надо его иногда по башке, чтоб там рефлексия кончилась и/или не заносило, куда не надо. В отношениях с эмоциями я сам такой, я знаю.
Вообще, хороший пост, хоть и для меня - спорный.
В Донне круто ещё то, что в словосочетании "путешествовать с Доктором" ей нравится именно слово "путешествовать", тогда как у предыдущих двух спутниц акцент явно был на "с Доктором"
Блин, что-то я такое про Розу глобальное недопонимаю, похоже...
Девятый и Десятый для меня вообще одно.
Ну, как бы, Доктор — это вообще одно.)) Развитие характера происходит же. Ой, я тут Первого смотрю, контраст в отношении к людям потрясает до глубины души.
Насчёт надлома — вот в том-то и дело, что не чувствую я его в Девятом. Боль, скорбь, горе — да, но не надлом. Или оно ещё просто слишком близкое-свежее-почти теперешнее, то, через что вот сейчас надо перешагнуть и идти дальше — а прочувствовать-пережить уже потом. (Опа! А вот и ответ, кажется! Вот она, истина-то в споре!))
Как бы всё это объяснить... Ну, у него вроде как волевое оказывается выше эмоционального, что ли.
Утверждение насчёт того, что не бывает вечной любви пусть останется на моей совести. На самом деле я понятия не имею, какой тут будет правильный ответ. А вот с Десятым и Розой всё чуть проще. Любят они друг друга? Очень. Могут оставаться вместе и при этом быть безоговорочно счастливы? Нет, и почему это так, объяснено ещё в «School Reunion». Роза действительно хочет остаться с Доктором, фактически, свой выбор она сделала совершенно однозначно, но на самом деле это ничего не меняет. Помимо очевидного — возраст, срок жизни, разные биологические виды — а уже и этого было бы достаточно (захочет ли Роза стареть на глазах у Доктора? В самом деле? Кажется, она просто старается об этом не думать) — существует ещё и мировоззренческая разница. И, казалось бы, что за беда: Роза прекрасно подстраивается под Доктора, почему бы не продолжить это делать? Но Роза, в сущности — как это называется? — не человек Дороги. Сейчас ей нравится путешествовать в ТАРДИС с Десятым, но в целом её представления о счастье очень простые и, как бы сказать, даже немного мещанские (не в упрёк будь сказано): там и семья, и домик у моря, и всё такое подобное. Она без колебаний откажется от этого ради Доктора, но нужна ли Доктору жертва с её стороны?
Вот так как-то грустно всё получается.
И ещё имею сказать, что при всём вышеперечисленном я всё-таки парадоксальным образом обижена на Десятого за то, что он не стал бороться за Розу, когда у него появилась такая возможность. Хотя с учётом всех этих рассуждений — это было наиболее правильное и честное решение. Но ведь, но, но, но, к чёрту же такие правила и такую честность!
а пожалуй так и есть. эмоции - уже потом. у него вроде как волевое оказывается выше эмоционального, что ли. ага.
а вот эта острая чувствительность и острое моральное чутьё - надлом ли? это я себя спрашиваю прежде всего, на самом деле...
ты мне, кстати, тоже многие вещи помогаешь осознать, так что спасибо тебе!)) ня!
Про Розу мне кажется довольно простое: она правда Доктора отогрела и дала огромное количество любви и принятия, что ему на тех порах было необходимо; и она была готова остаться с ним действительно _навсегда_, и он правда её любил, просто в случае с Доктором никакое "навсегда" невозможно, вот в чём трагедия...
А вот шут знает. Само по себе, наверное, нет, но в сочетании со всем тем грузом, что на нём лежит — вполне себе да.
Мур.
А отношения Доктора и Розы, мне кажется, объясняются фразой "Ты можешь провести всю свою жизнь со мной,но я не смогу провести с тобой всю свою".
И мне хочется думать, что в параллельном мире Роза нашла как раз то, что искала: Доктора, который сможет провести с ней всю его жизнь.
Очень верно.